Основой для получения человеком необходимых компетенций является непрерывное образование.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Трактовать непрерывное образование возможно следующим образом:

  1. Непрерывное образование на протяжении всей жизни, где осваиваются разные виды образовательных программ
  2. Дополнительное профессиональное образование как часть непрерывного образования
  3. Непрерывное образование взрослых

Как правило, взрослому трудоспособному человеку требуется получить какую-либо компетенцию за короткий промежуток времени. Возникает необходимость использования возможностей дополнительных профессиональных программ. Вместе с тем в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Таким образом, существует непосредственная зависимость между работодателем и работником в плане его профессионального развития.

Потребность в совершенствовании квалификации определяется постоянным изменением стоящих перед работниками задач и условий труда, связанных как с совершенствованием технологических процессов, так и с должностным ростом. В этой связи возникает необходимость использования возможностей дополнительных профессиональных программ.

С 2014 года наблюдается положительная динамика в сфере дополнительного профессионального образования. Так в 2016 году лиц, получивших дополнительное профессиональное образование, на 38,3% больше чем в 2014 году. В 2016 году по данным, предоставленным образовательными организациями, 5,2 млн. человек обучались по дополнительным профессиональным программам, из них 4,7 млн. человек (90%) ‒ по программам повышения квалификации и 0,5 млн. человек (10%) – по программам профессиональной переподготовки.

Наиболее востребованными направлениями, по которым проходило обучение в сфере дополнительного профессионального образования в 2016 году, оказались «Образование и педагогические науки», «Экономика и управление», «Клиническая медицина», «Техносферная безопасность и природообустройство», «Сестринское дело».

Не менее важным элементом сферы образования выступают международные программы, а также стандарты, в рамках которых происходит интеграция подходов к обучению и образованию человека. Участие Российской Федерации в международном движении WorldSkills International и проведение мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» предоставляет новые возможности Российской Федерации.

Важным элементом непрерывного образования являются технологии, с помощью которых человек получает возможность оперативно и повсеместно обучаться. Законодательство об образовании в Российской Федерации позволяет широко использовать электронное обучение и применять дистанционные образовательные технологии.

В настоящий момент Минобрнауки России реализует приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», в рамках которого планируется создать условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы.

Таким образом, при реализации права человека на непрерывное образование, необходимо учитывать меняющиеся потребности рынка, выстраивать образовательную траекторию, использовать существующие технологические платформы и ресурсы организаций. Все это требуется для того, чтобы квалификация человека на протяжении его жизни соответствовала запросам общества. В этой связи система образования позволяет людям реализовывать свой потенциал.